Проехать 1000 миль за сутки? Запросто!
Проехать 1000 миль за сутки? Запросто!
Ничего, со временем это пройдет…
Мототуризм - сплошное удовольствие. Увидеть неизведанные места,
далекие города, пообщаться с новыми людьми, открыть для себя
культуру другого края, расположенного всего в 100-200 км от места,
где ты живешь - всего лишь часть того, что значит "жить полной
грудью" для тех из нас, кто регулярно отмеряет километры колесами
своих мотоциклов.
Нетрудно заметить, что для осуществления всего вышесказанного
необходимо лишь время от времени слезать с мотоцикла . Но есть и
"особенные перцы" - те, кто наматывает ТЫСЯЧИ километров на одометр
за минимальные промежутки времени, абсолютно искренне считая, что в
этом и заключается весь кайф. Некоторые стараются по возможности
совместить езду ради удовольствия с ездой ради очередного
своеобразного личного рекорда.
Пусть эта заметка не покажется им оскорбительной. Напротив, это
всего лишь отражение моих мыслей и заодно попытка привести на
всеобщее обозрение некоторые отрезвляющие факты реальности,
связанные с поездками на большие расстояния. Очень хотелось бы,
чтобы читатель, решившийся на это, по крайней мере представлял себе,
с чем ему придется столкнуться в действительности.
Как показывает мой собственный опыт, в дальних поездках средняя
скорость автомобиля составляет около 60 миль/час (96.6 км/ч), а
мотоцикла - порядка 45 миль/час (72.4 км/ч). Это несмотря на то, что
и тот, и другой в реальности могут передвигаться с крейсерской
скоростью более 70 миль/час (112.6 км/ч). Понятие средней скорости
между двумя точками включает в себя все пит-стопы. В него не
включается лишь промежуток времени начиная от последней остановки
дня до момента возобновления движения на следующее утро.
Другими словами, если ты хочешь, чтобы твой средний суточный пробег
в ходе многодневного путешествия составлял 600 миль (965.6 км), тебе
скорее всего придется провести в седле не менее 13 часов в сутки.
При запланированном среднесуточном пробеге 700 миль (1126.5 км) это
время составит примерно 16 часов. При возникновении непредвиденных
проблем с погодой или дорожными условиями оно увеличится до 20 часов
в сутки и более.
Выяснилось, что большинство опытных мотоциклистов, которых я знаю,
могут достаточно легко осилить 13-часовой суточный пробег, но
немногие из них согласятся просто так ехать 20 часов подряд (или
даже 16). Но после 13-часовых поездок в течение нескольких дней
подряд ты выдохнешься. И действительно, исследования показали, что
даже опытные мотоциклисты-дальнобойщики уже на третий день
длительных переездов начинают сильно уставать, выносливость падает,
и уже на седьмой день путешествия они способны сделать лишь 65%
первоначальной нормы километража, которую они держали в течение
первых двух дней. Вот в этом и есть причина моей озабоченности -
выносливость.
В части физических нагрузок даже водитель автомобиля - всего лишь
пассажир по сравнению с мотоциклистом. Сравнение нагрузок окажется
не в пользу автомобилиста. Кроме того, от мотоциклиста требуется
постоянная концентрация внимания и наличие особых навыков. После 16
часов езды в седле нечего и говорить ни о какой бдительности и
живости ума.
И все же первые пару дней такие нагрузки нам вполне по плечу -
многие из нас сделали это, и теперь вся тусовка наслышана об этих
завораживающих историях.
Но эта заметка предназначена в первую очередь тем, кто только еще
собирается испытать это на себе, собираясь в свой первый в жизни
дальнобой. Я предложил бы составить график поездки таким образом,
чтобы среднесуточный пробег не превышал 350-400 миль (560-650 км). И
чтобы в первые дни ты покрывал бОльшие расстояния и постепенно
сокращал суточный пробег к концу путешествия. В дополнение к
очевидным доводам про безопасность себя самого и своих товарищей
можно еще добавить, что такой график позволит тебе в большей степени
насладиться видами тех мест, через которые будет лежать твой путь.
Мало кому известно, что в одной из американских мотоассоциаций
существует награда для каждого, кто сумел хотя бы раз в жизни
покрыть 1000-мильный отрезок пути за любой 24-часовой промежуток
времени. Она носит название "Железная Задница" - 'Iron-Butt Award'
(кое-кто называет ее "Свинцовая Задница" - 'Lead-Butt Award') и
выдается в обмен на доказательство того, что ты действительно сумел
это сделать. Проводятся даже своего рода чемпионаты, в ходе которых
претенденты показывают, на что они способны. Но так же, как и гонки
молодежи на спортбайках по дорогам общего пользования, эти
соревнования проходящи для многих мотоциклистов, и желание
поучаствовать в них проходит по мере приобретения навыков и опыта
езды. Я же вообще считаю, что подобного рода мероприятий надо
избегать как чумы, и нет ничего особо мужественного в том, чтобы
победить в них - мачо становятся совсем не от этого. Это все равно
что хвастаться каким-нибудь глупым поступком. [Сразу оговорюсь для
тех, кто решил, что я только что обозвал его глупцом - да нет же, я
лишь сказал, что проехать 100 миль за 24 часа - действительно глупо.
Но это не означает, что все, кто совершил это - глупцы. Я вовсе не
глуп, но и я в своей жизни совершал ошибки.]
The Iron Butt Association® - мотоассоциация, спонсирующая такие
пробеги, и тем не менее она уделяет огромное внимание безопасности
своих членов и участников соревнований. Они придерживаются правил
безопасной езды и стремятся всеми возможными способами снизить риск
претендентов на награду. Перед каждым заездом тщательно проверяется
физическое состояние участников, исправность техники, выставляются
требования к соблюдению скоростного режима, и т.д. Более того, они
предоставляют всем желающим (по крайней мере так было раньше, но не
знаю как сейчас) буклеты с действительно ценными советами и
рекомендациями для тех, кто решил отправиться в длительное
мотопутешествие. Но к сожалению, тот факт, что некоторые люди
способны проехать на мотоцикле 1000 миль за 24 часа, вовсе не
означает, что на это способны ВСЕ.
Однажды я запланировал путешествие, в течение которого мне
предстояло бы проехать через 23 штата за 21 день, покрывая в среднем
порядка 350 миль (560 км) в день. Не могу себе представить, что
потом в течение недели я смог бы и близко подойти к своему мотоциклу
по окончании такой поездки, хотя и было приятно осознавать, что в
принципе такая поездка абсолютно реальна.
Полагаю, что многие из нас, кто имеет достаточные навыки вождения
мотоцикла, смогут без труда накрутить значительный километраж в
течение нескольких дней подряд. Но уверен, что никто не может с
достаточной степенью безопасности совершить 1000-мильный пробег в
течение суток, несмотря на месяцы подготовки и тренировок. Мое
мнение - им просто повезло, что они остались живы. Необходимо
понимать, что очень многие мотоциклисты не могут уверенно и
безопасно для себя проехать и 350 миль в сутки!
Один совет тем, кто планирует совершить МНОГОКИЛОМЕТРОВЫЙ пробег:
Если сумеешь, то облокотись в дороге на бак, и почувствуешь, что
запястья и предплечья устают не так сильно, как раньше. Если руль
вынесен слишком далеко вперед и тебе приходится сильно наклоняться и
вытягивать руки, чтобы достать до руля, то знай, что эта посадка -
не для дальнобоя.
И все же вернемся к идее "1000 миль - за 24 часа". Понятно, что это
вполне осуществимо, учитывая, что средняя скорость при этом должна
составить порядка 42 миль/час (67.6 км/ч), включая пит-стопы. А если
ты сможешь поддерживать среднюю скорость на уровне 50 миль/час (80.5
км/ч), то ты пройдешь это расстояние "всего" за 20 часов.
Желающие заполучить эту сомнительную награду зачастую поступают
именно так: они стремятся во что бы то ни стало поддерживать
максимально возможную скорость в пути, чтобы в итоге возрос
среднесуточный показатель. В том числе и за счет сокращения (почти
наполовину!) количества необходимых пит-стопов, навешивая
дополнительные бензобаки на свои мотоциклы. Если бы ты мог, не
нарушая правил, двигаться с постоянной скоростью 100 миль/час (161
км/ч) без необходимости останавливаться, ты мог бы заполучить приз
уже через 10 часов. Но в реальности все равно средняя скорость
окажется ближе к 50, чем к 100 миль/час, а это уже значит 20 часов в
дороге.
Я не верю, что найдутся люди, которые после 20 часов, проведенных в
седле мотоцикла, будут обладать достаточной бдительностью и
адекватной реакцией, чтобы не представлять собой опасности для
самого себя и окружающих.
И тем не менее, многие стремятся во что бы то ни стало достичь этой
цели и хотя бы однажды в жизни намотать за сутки 1000 миль на колеса
своего мотоцикла. Я оцениваю по достоинству это желание, в конце
концов каждый из нас индивидуален и имеет право на свои поступки, но
это вовсе не значит, что я говорю, что это стоит сделать, или что
это безопасно. Водители грузовиков на этот счет руководствуются
специальными инструкциями, предписывающими им не превышать
определенный километраж и время в пути в течение суток. Хочешь
знать, почему?
Я сам имею немалый опыт дальних путешествий и уж конечно не раз
проезжал более чем 600 миль (965.6 км) в день. И каждый раз чем
ближе впереди меня маячила финишная черта, тем лучше я понимал, что
несмотря на многолетний опыт вождения мотоцикла, к концу дистанции
все больше дает о себе знать физическая усталость: притупляется
бдительность и снижается время реакции. Последние мили я отмерял,
зная, что я уже не более чем "опасность на двух колесах" - как для
самого себя, так и для окружающих. И все-таки по завершении таких
изнуряющих поездок я чувствовал некую гордость за то, что сумел
сделать это (а в реальности не более чем сумел просто-напросто
выжить). Теперь, спустя много лет, я признаю, что эти поступки не
были ни особо разумными, ни уж тем более безопасными; самое
интересное то, что уже тогда я об этом тоже подозревал ...
Если однажды, пытаясь завоевать приз "Железной Задницы", ты станешь
участником ДТП с человеческими жертвами (не считая тебя самого),
тебе не будет оправдания - задумайся над этим. Гордость за
совершенный "подвиг" моментально перевоплотится в пожизненные
угрызения совести.
И если уж кому-то не терпится испытать себя именно таким образом,
почему бы не сделать это в контролируемой обстановке - например, не
арендовать гоночную трассу или кольцо?
Проверь рычаг переднего тормоза
Проверь рычаг переднего тормоза
задолго до того, как он тебе понадобится
Мне кажется логичным убедиться в нормальной работоспособности рычага
переднего тормоза до того, как им придется воспользоваться.
Для начала сожми рычаг как можно сильнее. При этом самая ближняя
часть рычага должна оказаться от твоих пальцев, обхвативших ручку
газа, на расстоянии не менее 1.2-1.5 см. Если это расстояние меньше,
то знай - при экстренном торможении пальцы могут застрять между
ручкой и рычагом, особенно если ты носишь на них кольца, что
непременно скажется на твоей способности эффективно и вовремя
оттормозиться. Я уже не говорю о крайнем и совершенно недопустимом
случае, при котором рычаг при полном нажатии касается ручки газа.
Понятно, что о снятии максимального усилия с переднего тормоза тут
говорить не приходится.
В чем может быть проблема, если ход рычага слишком велик?
Скорее всего, в систему попал воздух. Если это так, ее надо
прокачать, а возможно, и заменить тормозную жидкость.
Если воздуха нет, то вполне вероятно, что резиновые тормозные шланги
потеряли упругость и их стенки приобрели способность растягиваться
при большом внутреннем давлении. Замени шланги, причем лучше если
новые шланги будут армированными - ты будешь поражен, насколько
лучше станут чувствоваться тормоза.
В редких случаях проблема может быть совсем простой - нужно лишь
отрегулировать свободный ход рычага. Настрой его так, чтобы
расстояние между твоими пальцами и рычагом было не менее 1.2 см.
От того, насколько быстро ты сумеешь остановиться, зависит твоя
жизнь. Так может действительно стоит проверить рычаг тормоза задолго
до того, как он тебе понадобится?
Система комбинированного торможения
Если на твоем мотоцикле при нажатии на педаль заднего тормоза
происходит параллельное торможение передним, это значит, что на нем
установлена система "комбинированного торможения". Так, у Хонды
GoldWing переднее колесо оснащено двумя тормозными дисками, а заднее
- одним, причем один из передних суппортов приводится в действие
нажатием рычага переднего тормоза, а другой - только в комбинации с
нажатием на педаль заднего тормоза (и соответственно с задним
тормозным диском).
Некоторые не понимают, для чего вообще нужны такие системы, а
кое-кто даже склонен думать, что они небезопасны. Находятся и такие,
кто намеренно отключает (или были бы рады отключить) эту систему и
подключают оба передних суппорта на рычаг переднего тормоза, а
задний суппорт отдельно на педаль.
Следует понимать, что они делают это вовсе не для того, чтобы
увеличить тормозную силу на переднем колесе, а с целью иметь
возможность полностью исключить торможение передним колесом при
определенных условиях. Другими словами, они предпочитают иметь
возможность пользоваться тормозами селективно, то есть только задним
или только передним. А всё из-за опасения, что на скользком дорожном
покрытии при комбинированном торможении якобы сильно увеличивается
вероятность блокировки переднего колеса и, как следствие,
вероятность завалить мотоцикл.
Это нормальная реакция людей, не имеющих опыта эксплуатации
мотоциклов с подобными системами. Однако я считаю, что такие
опасения несколько преувеличены.
Давайте вначале разберемся с одной важнейшей аксиомой, чтобы можно
было легче уяснить суть вопроса. Ситуаций, в которых резкое и
агрессивное торможение ЗАДНИМ КОЛЕСОМ было бы оправданным, НЕ
СУЩЕСТВУЕТ. Педаль заднего тормоза - самый опасный орган управления
на мотоцикле из-за того, что слишком незаметной бывает грань между
его оправданным применением и злоупотреблением и нужно обладать
достаточно хорошими навыками для того, чтобы не перейти эту грань.
При резком торможении масса переносится вперед и сильно загружает
переднее колесо; одновременно с этим заднее колесо разгружается. Это
значит, что при такой развесовке для блокировки заднего колеса
потребуется значительно меньшее усилие. Рассмотрим такой пример: при
резком торможении 70% веса мотоцикла приходится на переднее колесо и
лишь 30% - на заднее. При полной массе мотоцикла 450 кг (с
водителем) потребуется усилие порядка 150 кг для того, чтобы сорвать
заднее колесо в занос.
Система комбинированного торможения (по крайней мере та, которая
установлена на GoldWing'е) настроена таким образом, что при усилии
150 кг на заднем суппорте на один из передних передается усилие
порядка 90-115 кг. (Разница в усилии достигается за счет поршней
разных диаметров - поршень переднего суппорта, работающего в системе
комбинированного торможения, меньше любого другого поршня, включая
поршни главных тормозных цилиндров). Ввиду того, что в нашем примере
нагрузка на переднее колесо составляет порядка 300 кг, становится
ясно, что блокировка переднего колеса при работе настроенной
производителем системы комбинированного торможения невозможна. С
другой стороны, если в описываемом нами случае ты вовсе забыл о
рычаге переднего тормоза, тормозная сила на оба колеса составит
менее 265 кг (сумма 150 + никак не более 115), и этого может
оказаться недостаточно для перераспределения веса с соотношением 70%
на переднем и 30% на заднем колесе. Иначе говоря, для действительно
"резкого торможения" тебе так или иначе придется воспользоваться еще
и рычагом переднего тормоза.
Подведем итог. Торможение провоцирует перенос части массы мотоцикла
на переднее колесо. Если, применив систему комбинированного
торможения, установленную на твоем мотоцикле, ты не заблокировал
заднее колесо, то и блокировка переднего невозможна. НО: только до
тех пор, пока ты адекватно регулируешь тормозную силу на переднем
колесе рычагом переднего тормоза. Поэтому очевидно, что если при
этом у тебя заблокировалось переднее колесо, то ты добился этого
исключительно невнимательным применением рычага переднего тормоза, и
система комбинированного торможения тут ни при чем.
Если ты согласен с утверждением, что не может быть ситуаций, в
которых было бы оправдано резкое и агрессивное торможение задним
колесом, то в свете использования такой системы вероятность более
резкой остановки без блокировки колес увеличивается. Поэтому система
комбинированного торможения рассматривается мной как дополнительная
полезная опция, цель которой - сохранение управляемости мотоцикла
при резком торможении и, как следствие, повышение безопасности.
Принцип работы системы не зависит от состояния дорожного покрытия,
так как соотношение диаметров рабочих тормозных поршней на суппортах
остается неизменным, поэтому и на влажном покрытии все предыдущие
утверждения остаются истинными.
А что будет, если в системе комбинированного торможения заменить
передний суппорт на более мощный? Вполне возможно, что тогда тебе
удастся заблокировать переднее колесо. Это, по всей видимости, в
основном и волнует неопытных владельцев мотоциклов, оснащенных
подобными устройствами.
Я полагаю, что все мотоциклисты как никто другой знают, что в
повороте надо забыть о резком торможении и перед тем, как надавить
что есть сил на тормоза, необходимо спрямить траекторию движения и
привести мотоцикл в вертикальное положение. Ну а если это так, то к
каким последствиям приведет блокировка переднего колеса при
соблюдении этих основополагающих требований? К прямолинейному
скольжению, которое можно остановить, приотпустив рычаг переднего
тормоза!
А все потому, что ВРАЩАЮЩЕЕСЯ заднее колесо в этот момент
обеспечивает равновесие большей части массы твоего мотоцикла за счет
гироскопического эффекта - оно-то пока НЕ заблокировано и аппарат
движется прямолинейно! В такой ситуации маловероятно, что мотоцикл
мгновенно завалится набок, как в случае, если бы ты двигался с
наклоном в повороте. Другими словами, у тебя вполне найдется время
на то, чтобы почувствовать блокировку передка и немного отпустить
рычаг.
Из опыта известно, что как только мотоциклисты понимают
необходимость аккуратного использования заднего тормоза, им
становится легче понять сущность и принципы работы системы
комбинированного торможения, и фактически в итоге им становится
легче управлять такими мотоциклами - еще и потому, что такая система
действительно обеспечивает немного большую тормозную силу при прочих
равных условиях.
Но есть и исключения из правил. Например, при движении с малой
скоростью по скользким или неровным и неоднородным покрытиям
(парковка, присыпанная мелким гравием) одновременное использование
переднего тормоза и системы комбинированного торможения может
привести к приложению чрезмерного совместного тормозного усилия на
переднее колесо и к его блокировке. Поэтому если речь не идет о
"резком торможении", надо иметь в виду, что при штатном торможении
для эффективного сопротивления блокировке массы, переместившейся на
переднее колесо, может оказаться недостаточно. В таком случае
переднее колесо будет склонно к блокированию.
Если в такой ситуации ты движешься прямолинейно, выход из положения
такой же: адекватно ослабить давление на рычаг переднего тормоза,
как и на высокой скорости. Но только если движение прямолинейно!
Ведь неудивительно, что именно в зоне парковки мы совершаем
наибольшее количество разворотов, и если переднее колесо
заблокируется в момент движения по дуге, ты неизбежно завалишь
мотоцикл.
Ну так как, нужно ли разъединять тормозные магистрали в системе
комбинированного торможения и запараллеливать два передних суппорта?
НЕТ! Если все-таки чего-то опасаешься, то чтобы привыкнуть, избегай
использования рычага переднего тормоза. В этом случае, как мы уже
доказали выше, вероятность блокировки переднего колеса нулевая -
сначала ты сорвешь в юз заднее колесо.
И напоследок еще одна интересная фишка: как добиться торможения
ТОЛЬКО задним колесом с установленной на мотоцикле системой
комбинированного торможения? Ответ прост: торможение двигателем, а
не педалью!
Регулировка подвески
Регулировка подвески
Опыт авторитетных экспертов
Множество возможностей регулировки подвески на современном
спортбайке приводит многих мотоциклистов к закономерному вопросу: с
чего начать? Дэйл Рэтвелл, эксперт по вопросам подвески Vance &
Hines корпорации Yamaha, поможет нам разрешить их сомнения.
- У меня есть процедура, которой я следую для настройки подвески, -
говорит Рэтвелл, - Она рассматривает четыре параметра: пружина, рост
мотоциклиста и два регулировки амортизатора - сжатие и отбой. -
Первейшее правило, которому Вы всегда должны следовать - установить
точку отсчета для Ваших изменений. Всегда начинайте с установки всех
регулировок на их заводские значения. Обычно их можно найти в
инструкции по эксплуатации, но если ее нет, попробуйте поспрашивать
других мотоциклистов или знающих свое дело механиков. После этого
возьмите лист бумаги, где Вы будете записывать все изменения,
вносимые Вами в настройку подвески. Это очень важно: всегда
обращайте внимание на то, что Вы делаете, и записывайте это, или у
Вас никогда не получится ничего путного. Итак, первая вещь, которую
Вы должны сделать - это установить "свободный ход подвески".
Для этого потребуется помощь трех людей. Сначала поднимите заднее
колесо от земли, пока оно не повиснет в воздухе, и измерьте
расстояние между седлом и осью заднего колеса (перпендикулярно
земле). После этого наденьте всю Вашу амуницию (гоночный комбез,
шлем, мотоботы, бандану), сядьте на мотоцикл и попросите одного из
Ваших помощников подержать его, а сами оторвите ноги от земли и
поставьте их на подножки. Второй помощник должен в этот момент
измерить расстояние между теми же двумя точками. Повторите ту же
самую операцию для передней подвески, используя вместо оси колеса
кольцевое уплотнение вокруг внутренней трубы вилки. Вычтите меньшее
значение из большего - это и есть "свободный ход подвески".
Есть правило "большого пальца", которое говорит о том, что от одной
четверти до одной трети всего хода подвески должно быть использовано
для "свободного хода подвески", что необходимо для возможности
подвески расшириться после ударов, которые ее сжимают. Или, иными
словами, если Ваш мотоцикл обладает достаточной мощностью, чтобы
сжать заднюю подвеску при ускорении, то переднее колесо не будет
оставаться в контакте с землей, если не имеется достаточно
"свободного хода подвески".
Здесь существует одна проблема - большинство спортбайков оборудовано
слишком мягкими пружинами, которые должны быть сильно поджаты, чтобы
достичь надлежащего "свободного хода подвески". Это заканчивается
тем, что подвеска является слишком жесткой при начале движении и
слишком мягкой во время движения - результат, прямо противоположный
тому, который Вы хотели получить. Если с Вашим мотоциклом дело
обстоит именно так, и Вы не планируете заменить оригинальные пружина
на тюнинговые, наилучшим компромиссом будет небольшое изменение
относительно оптимального "свободного хода подвески" для уменьшения
предварительного поджатия пружин, так как слишком сильное
предварительное поджатие пружин приводит к уменьшению демпфирующих
способностей подвески.
Следующая проблема - развесовка. Это понятие определяет, сколько
веса находится на каждом колесо, с учетом роста и веса мотоциклиста.
По существу, Вы хотите, чтобы мотоцикл управлялся с наибольшей
возможной скоростью при сохранении стабильности движения и
отсутствии тряски. Обычно это достигается путем увеличения жесткости
передней вилки и увеличением высоты задней подвески путем установки
тюнинговых амортизаторов с настраиваемой длиной. Последняя вещь,
которую Вы должны сделать - это настройка амортизаторов, но они -
лишь малая часть в картине общей работы подвески.
Амортизаторы должны рассеивать энергию, запасенную в пружинах, с
определенной характеристикой (предотвращая движение пружин и -
вместе с ними - мотоцикла вверх-вниз после наезда на некое
препятствие) и могут быть должным образом настроены только тогда,
когда все остальное сделано правильно.
Для начала установите общее число возможных регулировок, не забывая
делать записи, и затем снова установите Вашу отправную точку. Если
она неизвестна, начните с середины значений. Затем, изменяя
свободный ход и поджатие передней и задней подвески, изучите, что
меняется при каждой настройке. Это позволит Вам изучить весь
диапазон регулировки и понять, как отражается изменение того или
иного параметра на работе всей системы в целом. Дальше будет
сложнее. Слишком сильный отбой, например, может вызывать реакцию,
подобную недостаточному демпфированию сжатия, и наоборот. Здесь не
имеется абсолютно никакого "общепринятого опыта", но можно дать
некоторые ключи к правильной настройке. Если Вы ощущаете сильную
вибрацию на руле, когда Вы не тормозите, или при незначительном
торможении, то отбой слишком высок, и гидравлика не поглощает
выделяемую пружинами энергию. Точно так же, если Вы чувствуете, что
заднее колесо подпрыгивает (как будто бы оно очень легкое), значит,
Вы установили слишком сильный отбой.
Слишком сильный отбой (особенно в вилке) также проявляется в том,
что при движении Вы ощущаете вибрацию, и кроме этого, при наезде на
череду бугров амортизатор поглощает первый удар, но после этого не
успевает вернуться в исходное положение, и мотоцикл начинает
подпрыгивать на следующих препятствиях.
Как я покупала мотоцикл
Каждый, кто хотел купить мотоцикл, когда-нибудь становился перед проблемой
выбора - что взять? Я не имею в виду отдельные случаи, при которых человек ищет
какую-либо определенную модель, не обращая внимание на сходные по цене и ходовым
качествам агрегаты.
Мои родители, когда я еще в школе им мягко намекала на то, что может нам купить
мокик для езды на дачу (а приходилось каждый день в сезон крутить колеса
велосипеда по минут тридцать туда и обратно чуть больше), ни в какую не
соглашались, агрументируя по-разному. Самый легковесный аргумент из всех
приводившихся был тот, что я все-таки принадлежу к слабой половине человечества,
самый тяжеловесный - тот, что мы жили на пятом этаже, а ставить двухколесного
друга в гараж не позволяла боязнь моего папы ограбления, да и гараж находился на
другом конце нашего хоть и не большого, но города. Надо сказать, что воровство у
нас тогда процветало, и мокик мне так и не купили. Я довольствовалась редкими
покатушками со своими друзьями.
На курсе втором-третьем, когда я продолжала намекать родителям про голубую мечту
своего детства, аргументы в большинстве случаев остались прежними, но отказ стал
более категоричным, вплоть до "Только через мой труп". Да и финансовой поддержки
мое желание не находило - деньги обесценились, и хорошая зарплата с северными
надбавками на сберкнижке превратилась в копейки. Не буду говорить о том, что мне
было необходимо самостоятельно зарабатывать себе на хлеб (без масла) - от
санитарки в роддоме и посудомойки в ресторане до стендиста на "Комтеке" (одна из
денежных моих работ). Худо или бедно, мне удалость отложить энную сумму денег в
американских рублях на осуществление радостей жизни.
Я долго сомневалась, думала, анализировала, что мне взять. Мой случай был
относительно легкий - все упиралось в проблему денег (вернее их отсутствие в
достаточном для японца, даже подержанном, количестве). Итак, у меня было 500 $
(да и то, вместе с деньгами, на которые мне еще жить) и ни цента больше.
Желательно было конечно уложиться в меньшую сумму, чтобы оставить стратегический
запас на бензин, оформление, доделки, охрану (в виде цепи с замком) и отмечание
покупки. А потом, мое финансовое положение все-таки оставляет желать лучшего, с
временными подработками много не заработаешь, а стипендия аспиранта вместе с
зарплатой ассистента не располагают к крупным покупкам. За такие деньги можно
брать только "совкоцикл". Какой? Экзамен в ГАИ я сдавала на "Минске". Одно из
главных его преимущесть - легкость. Но, почему-то (женская логика), не хотела я
"Минск", "Восход" или еще что-то из подобных. Мне подавай что-нибудь потяжелее -
Ижак или Яву. На новый агрегат денег нет, надо брать подержанный. Хотя на новый
"Минск" или "Восход" денег хватило бы. У каждого свое мнение на счет новизны
транспортного средства (например, машина - как женщина, должна быть твоей и
только твоей). Я не отношусь к такой категории людей, но если бы у меня была
сумма на новый хороший аппарат, то, может быть, я и купила бы (не знаю, может и
нет - женская логика ). В споре между Ижом и Явой я склонилась к Яве, как к
более надежной (на мой счет), да и вообще, это же хоть какая но иномарка ))
Ну так вот, права категории "А" есть, сезон только начался, надо покупать.
Классический путь поиска в wwwizrukvruki.ru дал мне более или менее ясное
представление о разбросах цен. Ява на ходу (а я собиралась ездить на мотоцикле,
а не ремонтировать его (наивный чукотский девочк)) стоила слишком много.
Честно говоря, я уже не помню, через кого я вышла на первую Яву, которую потом
чуть не купила - вроде бы через конференцию "Продам". Позвонила. Ява 350-638,
1991 года выпуска, на ходу, с документами, 500 доллариев. Съездила, посмотрела.
Ява мне сразу понравилась, цвет темно-синий, новые глушители. А все остальное? Я
ведь не спец, не могу ничего оценить больше этого. Покаталась на ней пару-сотню
метров (даже на вторую не переключалась - боялась, да и места особо не было).
Покаталась на ней с парнем-продавцом. При переключении передач чувствовались
толчки, но по моим субъективным ощущениям скажу, что такие же толчки я почти
всегда чувствую, когда являюсь пассажиром, и реже, когда сама за рулем.
Психолгия, готовность к действию, а может, просто я за руль держусь, когда сама
водитель?
На руках у меня было руководство, присланное добрыми моторушниками - "Как
покупать мотоцикл" (это руководство можно посмотреть здесь). Пункт первый -
возьмите с собой друга. На следующие смотрины надо было осуществлять этот пункт,
потому как с моими знаниями техники, это жизненно необходимо (было тогда - не
знаю как сейчас). Кинула клич в "Тусовку" - в принципе помощь готова была
прийти, но у меня не было времени. Парень-продавец торопил меня с выбором, у
него еще были покупатели на эту красавицу. Да и дороговатисто платить родные
зеленые (что поделать - начало сезона ). И еще, у меня дурацкая идея (опять же
женская логика) оформить все документы на мотоцикл на себя, а не ездить по
доверенности, пусть даже и генеральной. А тут надо было искать хозяина где-то в
Подмосковье, связываться с ним. А у меня времени в обрез - конец учебного года,
научная конференция, экзамены кандидатского минимума, защита дипломов у
студентов и прочие житейские проблемы. В общем, не купила я. Покупка отложилась
на неопределенное время.
Я продолжала говорить всем своим знакомым, что ужасно хочу мотоцикл. И вот
судьба свела меня с девушкой, с которой училась на оном потоке, и с которой до
сих пор поддерживаем отношения поскольку работаем на одной кафедре. Она-то мне и
сообщила, что ее папа как-то (в 1993 году) продавал свой мотоцикл после того как
его у него угнали и нашли, даже помещал объявления, и вроде бы это была "Ява".
Она пообщала мне узнать, продал ли он ее или нет. Оказалось нет (не успел еще
) она стоит у него дома, у нее какие-то проблемы с электрикой. В конце июня я
связалась с ним, он был очень удивлен, что девушка хочет себе мотоцикл, но
выразил полную боевую готовность встреться и показать мне Яву 350-638, 1987 года
рождения, не эксплуатируемую с 1993 года, и хранящуюся все эти годы на четвертом
этаже в квартире. Пробег 5 тысяч с копейками (точная цифра на момент покупки
5426). По поводу цены, он сказал, что не ориентируется в ценах на современном
автомоторынке и спросил, сколько я хочу, я сказала, что надо смотреть, и я не
могу позволить себе больше 300 американских долларов.
Поехала я не одна, а попросив поехать со мной Димыча. Димыч приехал вместе с
Аварией. Вот такой моторушной тусовкой мы и нанесли визит. Ява скромно стояла
около стеночки, тем не менее занимая добрую треть комнаты. Димыч с видом знатока
оценил состояние электрики, подергал ручки, посмотрел шины и мы удалились на
совещание. Было решено (мною) давать 250, на что Димыч сказал, что состояние
шоколадное, и можно давать больше (300). С хозяином договорились на трехсот.
После этого наша тройка отправилась пить пиво на какую-то железнодорожную
платформу в районе Марьиной Рощи.
Теперь надо было искать транспорт для вывоза из района м.Рижская до г.Видное,
где у друга Димыча гараж, и где планировался ремонт техники. После не таких уж и
продолжительных поисков транспорта был найден поручик Ржевский, за что ему
преогромнейшее СПАСИБО. Самое трудное было состыковать вместе меня с деньгами,
продавца с мотоциклом и документами, Андрея с машиной с прицепом и Димыча с его
гаражом. Продавец ушел в отпуск, и его надо было вызывать с дачи на определенный
день, причем сообщать ему заранее. Но мы все люди занятые, планы меняются каждый
час, если не каждую минуту. Наконец это удалось сделать в понедельник, 3-го
июля, причем в среду 5-го я уезжала домой к родителям.
Итак, деньги переданы, написана расписка, что продавец получил деньги в качестве
оплаты за проданный мотоцикл, и мы увезли мотоцикл (мужчины мужественно снесли
мотоцикл с четвертого этажа и погрузили на прицеп). Документы (ПТС, мануал,
справка-счет из магазина, страховка на 1987 год на 1100 руб, справка из ГАИ что
государственный номер потерян при неизвестных обстоятельствах) и ключи у меня.
Доехали до гаража без приключений, сгрузили, поставили, и я с легким сердцем
поехала к родителям (вернее, поехала я с Андреем до Москвы, да и к родителям я
поехала через два дня и не с таким уж и легким сердцем). Димычу были оставлены
все документы, некоторая сумма денег на ремонт мотоцикла и взято обещание не
чинить моц самому, а дождаться моего приезда, чтобы сделать это вместе.
Родителям я ничего не сказала. Вернее, чуткое мамино сердце о чем-то догадалось,
потому как был задан вопрос - Ты права-то получила? На что я честно ответила -
На автомобиль? Нет еще. А она говорит: А я звонила на кафедру, мне сказали, что
ты экзамен сдаешь. Я выкрутилась - Да это я, наверное, кандидатский минимум
сдавала. Обманывать родителей нехорошо, но, если бы они узнали, что я почти
воплотила свою мечту в реальность, мой недолгий отдых и их дальнейшая жизнь были
бы испорчены. Я обязательно сама им скажу об этом, как-нибудь, мягко в письме
напишу, что уже купила и аккуратно езжу.
Вернувшись в Москву, в первые же выходные мы с Димычем занялись ремонтом. Я
почти самостоятельно разобрала обе ручки, потом их собрала (два раза потеряв
шарик тумблера включателя поворота), на правой ручке был удален самодельный
тумблер, назначение которого останется тайной. Большой трудностью была прочистка
бензобака (начиная непосредственно бензобака и заканчивая бензокраном), потому
что бензобак изнутри был покрыт толстым слоем ржавчины с вытекающими отсюда
последствиями. Бензокран прочищался путем выковыривания тонкой но жесткой
проволочкой дырочки для резервного тока бензина и продуванием трубочки для
полного бака. Кроме того, почему-то резиновая прокладка была вставлена с
поворотом на 90 градусов относительно нормального положения, чем тоже повергала
в сомнения. В бензобак насыпалась щебенка и изображалось что-то типа погремушки
объемом 18 л. Эх, сколько мы бензина на это перевели! Но на правое дело не
жалко.
Напрочь отсутствовали лампочки на приборной панели, лампа ближнего/дальнего
света и подфарник, разрезан кожух цепи, порван тросик, ведущий от реле
срабатывания стоп-сигнала к ручке переднего тормоза, да и на задний он не
крепился, кожа на сиденье порвана, само сиденье не ахти в каком состоянии. Но
это все не ходовая часть.
С электрикой Димычу пришлось повозиться. Особенно мне понравилась термоусадочная
трубка, которая предварительно одевается на один из проводов, а после запайки
сдвигается на место спайки и обрабатывается паяльником (не смейтесь, я
действительно видела такую штуку первый раз). Лучше изоленты и очень красивчато.
За четыре выходных сделали почти все, за исключением бибикалки, включения
стоп-сигнала при нажатии на передний тормоз, не вкрутили лампу дальнего света и
не выпрямили опоры у сидушки. Ездить можно было. Я даже в условиях сельской
местности умудрялась разгоняться до третьей скорости и ехать с комфортом.
Были и мелкие неприятности - накрылся паяльник (на следующий день одолжили в
соседнем гараже), сел аккумулятор (зарядили зарядным устройством), дымилось реле
указателей поворота при включении правого поворотника, прожгли маленько жилу с
проводами на задний фонарь, но вовремя учуяли запах, да и свечи стояли разные, в
результате один цилиндр грелся больше другого и на больших оборотах иногда
вообще переставал работать. Но это все пустяки по сравнению с тем, что мотоцикл
все-таки заводился и ехал.
Посетители гаражно-строительного кооператива, где мы чинили мотоцикл, были
немного удивлены необычному представлению, номерами которого являлись "Девушка,
собирающая карбюратор", "Девушка, накачивающая шины мотоцикла" и гвоздь
программы - "Девушка за рулем мотоцикла".
Первый же выезд в город показал мою мотоциклетную несознательность (да и
последующие это подтверждали). При выезде из заправки мне за метров 200 надо
было перестроится в левый ряд, чтобы потом на светофоре повернуть. Мне нет
оправданий. Я не сумела перестроиться, пыталась выполнить маневр "объезд стоячих
на светофоре машин спереди" и благополучно заглохла при своей остановке. После
чего отдала руль Димычу.
В воскресенье вечером после всех этих двух-уикендовых реанимационных действий
было решено отогнать мотоцикл на стоянку около моей работы. Рулил, естественно,
Димыч. За время пути (почти через всю Москву) мы встретили достаточно гаишников,
но ни у одного из них рука не поднялась остановить мотоцикл, не нарушающий ПДД,
водитель и пассажир в шлемах, подфарники включены. Правда, не было номеров, но
это видно поздно. На смотровой встретили отъезжающего на машине Босса.
Скорей бы уж наладили Лужнецкий мост, а то со смотровой до работы
(м.Фрунзенская) мы приехали через Бережковскую набережную, Садовое кольцо и
Зубовскую улицу. Зато по ночной Москве проехались. На работе предупрежденная
заранее охрана уже спала, но дружный лай десятка собак сделал свое дело.
Мотоцикл загнали прямо в вестибюль (охраннику дяде Толе так спокойней спать).
Минусы тоже были - надо было приезжать ни свет ни заря, выгонять на улицу. Но
это пустяки по сравнению с угоном.
Вот в принципе и все - мотоцикл на ходу, надо оформляться.
Продолжение следует ...
Личная безопасность: защита от собак
Личная безопасность: защита от собак
Много людей страдает от укусов собак. Большая часть пострадавших
дети, которые доверчиво, подходят к животным или беспокоят собак во
время сна, еды, ухода за щенками.
В летний период, когда увеличивается количество брошенных хозяевами
животных, голодные бродячие собаки становятся еще опаснее. Помимо
того, что укус является болезненным, он еще и несет опасность
заразиться бешенством. В этом случае необходимы неотложная
медицинская помощь и дальнейшее лечение.
Чтобы избежать нападения собак, надо соблюдать следующие правила:
относитесь к животным с уважением и не прикасайтесь к ним в
отсутствие хозяина;
не трогайте животных во время сна или еды;
не отбирайте то, с чем собака играет, чтобы избежать ее защитной
реакции;
не кормите чужих собак;
не приближайтесь к собаке, находящейся на привязи;
не играйте с хозяином собаки, делая движения, которые могут быть
восприняты животным как агрессивные;
не показывайте страха или волнения перед враждебно настроенной
собакой;
не делайте резких движений и не приближайтесь к собаке;
отдавайте твердым голосом команды, типа: место, стоять, лежать,
фу;
не начинайте бежать, чтобы не вызвать в животном охотничьего
инстинкта нападения сзади и не стать легкой добычей;
в случае, если вы подверглись нападению собаки, бросьте в ее
сторону что-нибудь из того, что у вас есть под рукой, чтобы
выиграть время;
старайтесь защитить горло и лицо;
защищайтесь при помощи палки.
Если вы укушены, то:
промойте место укуса водой с мылом;
если рана кровоточит, воспользуйтесь повязкой, чтобы остановить
кровотечение;
даже если рана несерьезная, обратитесь к травмпункт или вызовите
Скорую помощь;
обратитесь к хозяину, чтобы выяснить, была ли собака привита
против бешенства;
поставьте милицию и санитарные службы в известность о случившемся,
указав по возможности точный адрес владельца собаки.
Условно варианты собачьей агрессии можно разделить на четыре группы:
когда собаку натравливает хозяин;
когда собаке кажется, что вы нападаете на ее хозяина (или
угрожаете);
когда собака нападает на нейтральной территории, если ее что-то
раздражает (бегущие люди, бурно жестикулирующие и делающие
угрожающие движения люди, пьяные...);
когда собака бешеная и бросается на все, что движется.
Собака может быть натасканной и не натасканной на человека.
Натасканная очень опасна, т.к. умеет нападать даже на вооруженного
человека и уворачиваться от ударов? в т.ч. и оружием. Вероятность
случайно встретиться с такой собакой, особенно без хозяина, очень
мала.
Собаки нападают обычно следующим образом:
Спереди. Уворачиваются от ударов обороняющегося и стараются обойти
его сбоку/сзади. После чего кусают за руку, за ногу и т.п.
Сзади (догоняя). Тяжелая собака обычно хватает человека за торс
зубами и валит на землю. Средняя собака сбивает человека с ног,
прыгая всеми четырьмя лапами на него и ударяя в область поясницы.
Легкие собаки запрыгивают на спину и стараются вцепиться в плечо
или шею и повиснуть на человеке.
Правила поведения при столкновении с собакой:
Ни в коем случае нельзя собаку бояться.
Нельзя убегать от собаки (не убежите!), нельзя поворачиваться к
ней спиной.
Нетренированные собаки чувствую себя неуверенно, если теряют
хозяина из вида или когда удаляются от охраняемой территории.
Имеет смысл отступить так, чтобы собака оказалась в другой
обстановке, нежели в начале столкновения. Утратив уверенность, она
становится менее агрессивной и возможно убежит сама.
Можно попробовать зарычать на собаку и показать ей зубы, или
угрожающе закричать.
Хороший прием, если собака прыгает на вас спереди, желая вцепиться
в горло: перед горлом выставляется рука, и как только собака в нее
вцепиться, вторая накладывается на шею собаки сзади. Затем резко
рукой, которая в пасти, делается движение от себя/вверх/вбок.
Рука, которая лежит на шее, делает рывок на себя. Шея у собачки
сломана.
Для обороны от собак годятся всякие предметы: палки, бутылки, и т.п.
Ими можно лупить собаку по жизненным точкам, а можно запихивать в
глотку. Классика - это дубина. Подходит также собственная одежда -
например дать собаке вцепится в рукав куртки, накинуть куртку на
морду и т.д. Пока она занимается курткой, ее можно прибить или
придушить.
Список жизненных точек собак:
кончик носа;
переносица;
переход от морды ко лбу. Из классики - на два пальца выше
пересечения линий от правого глаза к левому уху и от левого глаза
к правому уху. Поражать сильным ударом кулака или дрына
перпендикулярно к поверхности;
основание черепа;
середина спины;
седалищный бугор;
скакательный сустав;
живот;
солнечное сплетение;
запястье.
В то же время выкалывание глаз, переламывание ушей, лап, хвоста,
ребер, удары по бокам хоть и вызывают боль, не всегда заставляют
отступить.
Спущенная с поводка собака немедленно бросается на врага (если
натравили), поэтому важно уловить момент атаки, и встретить псину
мощным ударом в грудь или живот. Отлетела, заскулила - ногой еще
пару раз под дых, чем-нибудь тяжелым по морде, по носу, по
затылку. Затем - разобраться с хозяином.
Взгляд собаки всегда направлен в место, которое она хочет укусить,
поэтому не так уж сложно увернуться и сбить ее с ног в момент
прыжка. Толчки, сбивающие собаку с траектории должны быть сильными
и быстрыми, иначе укусит. Их следует проводить в область лопатки,
в шею и грудь.
Нельзя самому провоцировать нападение собаки, кричать на нее и
хозяина, махать руками, подходить неожиданно сзади и неожиданно
заговаривать с владельцем (особенно в темное время суток). Нельзя
тянуть руки к чужой собаке, гладить ее, командовать ей. Особенно
осторожно с собаками в намордниках и/или на коротких поводках -
просто так их никто не оденет.
Если собака таки вцепилась, то у нее на шее под челюстью, с обеих
сторон трахеи, есть выемки. Если в них вложить пальцы (большой и
указательный) и сильно сдавить с обеих сторон, то отпустит.
Таким образом можно взять собаку, что называется на болевой
контроль. Только сначала посмотрите у знакомых собак, а то в
экстремальной ситуации с первого раза сложно нащупать. Некоторая
практика требуется.
Кайенская смесь:
Состав: 50% махорка или мелко перетертый табак (Самый поганый,
какой найдете) 50% процентов - молотый перец, лучше черный.
Лучше всего засыпать эту штуку в пластиковую емкость (например
из-под витаминов) диаметром ~3 см и высотой ~5-9 см. Носить лучше в
нагрудном кармане, ни в коем случае не в кармане брюк.
Применение: Сыпануть в морду. Лучше пару раз. Эффект - 100% Кстати,
на людей тоже весьма хорошо действует. Применялась во время войны
подразделениями СМЕРШ.
Дейзер: Дейзер - это небольшой приборчик американского
производства для ультразвукового отпугивания собак. Купить прибор
можно во многих оружейных магазинах Москвы (см. Приложение) а
также: телефоны: 282-86-88, 189-29-83, Бесплатная доставка по
Москве: 203-03-63.
Электрошокер: Как показывает практика - электрошокеры могут быть
очень эффективны против собак. Можно порекомендовать следующие
модели: импортные - Thunder, Scorpion; отечественные - Ласка. Их
можно приобрести в Московских оружейных магазинах (см. Приложение)
или (импортные модели) на различных рынках (например в Митино).
Газовое оружие: Газовое оружие может быть эффективно против собак
как за счет отпугивающего эффекта так и за счет используемых
газов.
Перцовый баллончик: Используйте перцовые или специальные газовые
баллончики для защиты от собак. Их можно приобрести во многих
оружейных магазинах.
Фонарь MagLite: Большие фонари американской фирмы MagLite
представляют собой прекрасной средство самообороны (используются в
качестве дубинки) для защиты не только от собак но и от хулиганов.
Вот еще несколько замечаний:
Не пытайтесь бежать, повернитесь к собаке лицом, примите
устойчивое положение, поднимите крик, зовите на помощь, потребуйте
от хозяина собаки (если он есть) отозвать ее или нейтрализовать.
Приготовьте подручные средства защиты (сумка, раскрытый зонтик,
палка, камень), крепко держите их перед собой. Если вблизи имеется
укрытие, медленно отступайте к нему спиной, не выпуская собаку из
виду.
Постарайтесь встретить нападение ударом ногой, рукой или
отклониться в сторону, отбивайтесь подручными предметами,
прикрывайте рукой лицо. Прислонитесь спиной к стене, забору, чтобы
не упасть. По возможности придушите или убейте собаку!
Оказавшись в безопасности или нейтрализовав собаку, вызовите с
помощью соседей и прохожих милицию, постарайтесь вместе с ними
задержать хозяина собаки или запомнить его приметы. Напишите
заявление в отделение милиции для привлечения хозяина собаки к
ответственности.
При укусах немедленно обратитесь в ближайший травмпункт или
вызывайте скорую.